Марафоны


Для кого это статья?
Что нужно для участия в марафоне?
Перед марафоном
На марафоне
После марафона
Ссылки

Для кого это статья?

Для новичков, но более опытные марафонцы смогут использовать некоторые части статьи как справочник. Те же товарищи, которые ездят марафоны каждый год и не по разу из статьи ничего нового не узнают. Исходя из этого дальнейшее повествование будет написано максимально простым и доступным языком.

Что нужно для участия в марафоне?

  • Для начала нужно быть не моложе, чем указано в таблице ниже
    Возрастные ограничения на участие в марафонах
    200 км 300 км 400 км 600 км 1000 км 1200 км
    от 14 лет, при условии движения в группе с совершеннолетним человеком от 16 лет от 18 лет
  • Затем следует определиться с велосипедом, на котором вы поедете марафон. Если брать строго по правилам, то они звучат так:
    Велосипед со скоростями или без скоростей, приводимый в движение только мускульной силой.

    Фактически это означает, что можно ехать хоть на самокате, Каме, Урале, Украине и прочей лабуде, но категорически не советую этого делать. В идеале для шоссейного марафона нужен классический шоссейный велосипед, но если у вас горный (MTB) велосипед или гибрид или вообще что-то непонятное, но со скоростями и с колёсами минимум 26" в диаметре то попробовать всё равно стоит. Своё мнение о вашем велосипеде мы выскажем при первой же встрече, не волнуйтесь ;) История знает множество фактов успешного прохождения шоссейных марафонов не на шоссейных велосипедах, более того, больше половины велосипедов, на которых проходят марафоны - это ниразу не шоссейники.

  • После того, как оказалось что вы уже вполне взрослый человек и даже велосипед в гараже имеется, нужно сходить в любую страховую компанию и сделать страховку на себя от несчастного случая. Без страховки человек до марафона НЕ_ДОПУСКАЕТСЯ. Полис обязательного медицинского страхования не является страховкой.
  • Если вы выполнили все пункты, то настало время выбрать марафон. Крайне рекомендуется проходить марафоны в последовательности (200км -> 300км -> 400км -> и т.д.). Во-первых, это даст правильное понимание что такое определённая дистанция лично для вас, вашего организма, во-вторых, в год проведения легендарного марафона Паржи-Брест-Париж, протяженностью 1200км, если вы проскочили какой-то марафон, то он просто-напросто не засчитывается, и как бы вы его не проехали - медаль не получите :) Т.е. если участник проехал 300км, но до этого в этом же сезоне не проехал 200, то марафон ему не засчитывается. Марафон на 600км не является заменой марафону на 400км и т.п.
  • Заявить о желании его прохождения. Заявлять о желании нужно минимум за 3 дня до старта. Для тех, кто едет марафон в первый раз в нашем клубе нужно отправить письмо на адрес glazov.velo@gmail.com в котором содержится:
    • Фамилия и Имя на русском языке
    • Фамилия и Имя на латинице (например: Ivan Petrov)
    • Год рождения
    • Номер мобильного телефона, который будет с вами на дистанции
    • Номер телефона кого-либо из близких или родственников

    Для рецидивистов эта процедура не обязательна (при условии что ничего из вышеперечисленных данных не изменилось) и достаточно просто заявить о своём желании в той теме на сайте, где марафон обсуждается, либо сообщить лично организатору.

Перед марафоном

Перед марафоном... Нет, в смысле не перед самым марафоном, за 30 минут до старта, а как минимум за день до него. Итак, перед марафоном, как это не банально, нужно:

  • Проверить состояние велосипеда. Что тормоза тормозят, колёса крутятся, передачи переключаются. Так же нужно проверить затяжку и (!)наличие болтов, гаечек, винтиков, болтиков в тех местах, в которых они по логике вещей должны быть. Уж поверьте, нет ничего обиднее, чем потерять болты крепления системы и идти со звездой в руке обратно в город, только отъехав от него.
  • Всё зарядить. Телефон, который должен быть в любом случае у каждого с собой. Передний и задний фонарь, если марафон будет проходить в вечернее время или ночью. Это не шутка. Наличие обоих фонарей проверяется организатором лично у каждого перед стартом. Если вы думайте что вам и так всё видно - без разницы. Фонари в первую очередь нужны для обозначения себя на дороге. Чтобы автомобилисты видели, что кто-то впереди есть и на закат смотреть не стоит. Лучше взять запасные батарейки, а в длинных марафонах ещё и дублирующий фонарь. Это ваша же безопасность. Тот, кого собьют, кататься на марафонах больше не будет.
  • Ещё раз проверить велосипед. Накачать колёса до максимально разрешенного давления, но не перекачать. Смазать цепь. Не далеко прокатится, внимательно вслушиваясь во все шумы, которые издаёт велосипед. В идеале - должна быть слышна только цепь и покрышки. Кстати о покрышках, из них не должна торчать камера и уж тем более она не должна задевать о тормозную колодку.
  • Категорически не стоит на марафоне пробовать новые вещи, для этого лучше выделить отдельные дни. Если вы всю жизнь катались на простых топталках, а перед марафоном ВНЕЗАПНО решили установить контактные педали, то вы очень сильно рискуете не доехать не то что до финиша, но и до старта. Так же категорически не стоит устанавливать новое седло, руль, цепь, звёзды, систему.
  • Собрать вещи. С собой нужно взять: насос, заплатки, набор шестигранников, запасную камеру (иногда лучше даже две), монтажки, деньги, телефон. Положить всё это добро нужно - нет, не в рюкзак. Одевать на себя что-то, что не является предметом одежды (кроме очков) категорически не стоит. Все вещи нужно положить в специальную велосипедную сумку.
  • Изучить маршрут. Хоть перед стартом вам и вручат маршрутный лист, времени его изучать у вас особо не будет. Нужно хоть примерно представлять, в какую сторону вы едете, какие основные населённые пункты пересекаете и где в них и куда поворачивать. Поверьте, случаев когда люди уезжали куда не надо - пруд пруди.
  • Выспаться. Для людей которые в первый раз едут марафон это будет не тривиальная задача, ведь завтра случится что-то грандиозное. Что-то, чего раньше никогда не делали, это нормально. Провалятся в кровати 8-10 часов в полусне много лучше, чем читать всю ночь отчеты предыдущих марафонов и мандражировать.
  • Утром нужно проснуться заранее, без спешки. Перед такими событиями обычно просыпаются в приподнятом настроении. Посмотреть в зеркало, улыбнуться, сварить какую-нибудь кашу на молоке и отправиться на старт.

На марафоне

Вы прибыли на место старта. Когда подтянуться все остальные, организатор вкратце расскажет о маршруте, вручит лично каждому участнику маршрутный лист и карточку участника. Этот момент прозевать нельзя.
Итак, старт.
Первое что стоит уяснить - марафон НЕ ГОНКА! Здесь без разницы каким по счету вы приехали и с каким отставанием по времени, главное для вас - доехать, получить опыт. По городу обычно все едут группой и обычно это единственный участок маршрута на котором все участники марафона друг друга видят. После выезда из города, марафонцы которые опытные и сильные начинают постепенно отдалятся вперёд. Это нормально. Не стоит за ними гнаться. Если вы хотите ехать с кем-то в группе, то обернитесь вокруг, с большой долей вероятности вы найдёте себе марафонца примерно равного с вам по силам. Хотя в идеале марафон предполагает сольное прохождение, просто по тому, что каждый человек индивидуален и если кто-то под кого-то будет подстраиваться, то со временем это может вылиться в ранюю усталость. Чем более длинный марафон, тем более важно это правило, но обычно всем без разницы, ехать с кем-нибудь полюбому веселее, но вас предупреждали.
Где-то через каждые 50-100км пути встречаются контрольные пункты, которые описаны в маршрутном листе. Обычно контрольный пункт это какой-то населённый пункт, в котором есть магазин, кафе, столовая. Крайне рекомендуется в нём поесть, даже через нехочу, и самое главное - отметить в карточке участника время прибытия на контрольный пункт и взять кассовый чек. Если на контрольном пункте вы не пересеклись с организатором марафона, то нужно отправить ему смску с указанием своей фамилии, места, времени. Например: "Иванов. Юкаменское. 18:20". Это позволит хоть примерно контролировать ваше местоположение организатору марафона. Это важно.
Если во время марафона начался дождь, ураган, гроза - не важно, продожаем движение. Пережидать абсолютно бессмысленно. Предсказать куда движется туча и не настигнет ли она вас ещё раз - сложно. Промокнете вы в любом случае, если не от самого дождя, то от сырой дороги. В итоге можете просто потерять время.
Если во время марафона случилось какое-то непредвиденное обстоятельство (сломался велосипед или вы) то после объективного анализа ситуации нужно принимать решение о продолжении марафона или о сходе с дистанции. При выборе второго варианта нужно обязательно сообщить об этом организатору, а после этого либо ловить попутный автомобиль/автобус, либо, при наличии рядом железной дороги, ждать электричку в попутном направлении (при условии что вы точно знаете что она здесь ходит и в какое время).
После проезда определённой части маршрута, смех перерастает из здорового в не здоровый, с долей иронии. Всё болит, город далеко, я с велосипедом тут, хочу домой мыться и спать. Это нормально. Просто едем дальше, через немогу, через нехочу. Подумайте о чем-нибудь добром, хорошем, о том, что вызывает у вас положительные эмоции. Если дело совсем плохо, то можно даже чего-нибудь спеть. Не бойтесь, вас никто не слышит :) "Каачнётся купол нееба, бооольшой и звёздно снееежный". Неважно что, главное - не унылое.

После марафона

Итак, вы это сделали! Поздравляю! Вы получили бесценный опыт, море впечатлений, о которых будете вспоминать все последующие годы. В случае если вы приехали на финиш до его закрытия, то на память вам может остаться медаль, которую можно гордо повесить на стенку и всем показывать :) Стоимость медали в последний раз составляла около 300 рублей, приедет из Парижа в течении полугода.

Предельные сроки прохождения дистанций
200 км 300 км 400 км 600 км 1000 км 1200 км
13 ч 30 мин 20 ч 27 ч 40 ч 75 ч 90 ч

Ссылки

  • russianrandonneur.ru - Общество российских велотуристов-марафонцев «Российские рандоннёры» (ОРВМ «РР»). Центральный орган, управляющий регистрацией велоклубов и марафонов в частности. На сайте имеется полный календарь официальных марафонов (бреветов) проводимых в России и их результаты, а так же официальные документы, такие как Положение о российском веломарафоне и пример Карточки участника.
  • velo100.ru - Ближайший к нам велоклуб, расположенный в Кирово-Чепецке, зарегистрированный в ОРВМ «РР» и имеющий право проводить официальные марафоны. На сайте представлены в большом количестве отчеты по прошедшим марафонам всех дистанций.